Суббота, 20.04.2024, 20:16
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Шушенская НОШ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш любимый язычок

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как вы говорите? Нет, не над правильностью построения фраз и не над развёрнутостью речи. А над тем, как вы произносите тот или иной звук речи? Ведь КАЖДОЕ ПРОИЗНЕСЁННОЕ нами СЛОВО СОСТОИТ ИЗ ЗВУКОВ, а не из букв, как многие считают. Из букв оно будет состоять тогда, когда мы его напишем, или прочтём...
... Мы много говорим в течение дня и совершенно не задумываемся над тем, какую работу проделывают в это время органы нашей артикуляции. Мы когда-то научились говорить, и этот процесс давно происходит автоматически. Вместе с тем, произнесение каждого звука речи требует свои, только ему присущие, положения губ, сомкнутость или разомкнутость зубов, голосовых связок и обязательно! положения и движения языка и т.д. Например, для того, чтобы произнести слово "СУП", мы должны для первого звука [C] придать губам положение следующего гласного, сблизить зубы на расстояние около 1мм, упереть несильно кончик языка в нижние резцы, выгнуть спинку языка и по середине образовавшегося желобка направить выдыхаемую воздушную струю к резцам. Боковые края языка при этом прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов. Нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки. Голосовые связки разомкнуты. И это всё только для первого звука, а их в слове три: [C], [У], [П].
... А теперь представьте сколько мы говорим и сколько раз переключаем органы артикуляции с одного артикуляционного уклада на другой. Особенно "достаётся" нашему языку. Он постоянно в движении. Быстро то поднимается, то опускается, то распластывается, то становится узким, принимает формы то "горочки", то "седла", то "ложечки", то "пАруса" и другие. Не случайно считается, что наш язык один из самых сильных органов организма человека.
... У подрастающего ребёнка по мере его взросления также растут и укрепляются органы артикуляции. Происходит это постепенно. Поэтому ребёнок не говорит сразу "чисто", как хотелось бы нетерпеливым взрослым. Появление звуков речи идёт по своим законам. Например, звуки [Л], [Р] и мягкие их варианты [Л*], [Р*] появляются позже всех, когда мышцы языка ребёнка укрепятся настолько, чтобы удерживать нужное для произнесения этих звуков верхнее и определённое положение языка.
К моменту поступления в школу ребёнок уже должен произносить все звуки речи правильно. Однако, в силу определённых причин, не всегда это происходит вовремя. Тогда ребёнку на помощь приходит школьный логопед. И обязательно - родители, которые в совместной работе со специалистом помогут пройти ребёнку ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД, необходимый для формирования правильного звукопроизношения.
ЦЕЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА - укрепить мышцы языка, развить его подвижность и способность удерживать нужное положение. Иногда укрепления требуют мышцы губ и щёк.
     Достичь этой цели помогает АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

     Комплекс артикуляционных упражнений представлен в разделе "Артикуляционная гимнастика".

    После укрепления мышц артикуляционных органов ребёнка и развития их подвижности, логопедом производится ПОСТАНОВКА НУЖНОГО ЗВУКА. Во время которой ребёнку объясняется как должен эталонно произносится звук и что должно при этом происходить с органами артикуляции и дыханием.
     Постановка нарушенных звуков выполняется в следующей их последовательности: [C], [З], [Ц], [С`], [З`], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л],[Л`], [Р], [Р`]. Именно так появляются звуки речи у ребёнка в процессе его нормального речевого развития.
     Как только вызываемый звук начнёт получаться, выполняется следующий этап работы - ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА НА РЕЧЕВОМ МАТЕРИАЛЕ. Для этого ребёнку предлагаются специальные упражнения со слогами, словами, предложениями, текстом, в связной речи.
     Рекомендованные логопедом УПРАЖНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ РЕГУЛЯРНО, как на школьных логопедических занятиях, так и дома со взрослыми. Цель коррекционной работы будет считаться достигнутой только тогда, когда ребёнок начнёт правильно произносить поставленный звук в свободной речи. То есть, в условиях обычного свободного общения ребёнка с окружающими без всякого контроля над произнесением.
     В настоящее время в продаже имеется достаточное количество печатных материалов для закрепления звукопроизношения. В том числе, тетради для домашних занятий авторов В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко, которые я рекомендую использовать для занятий своим ученикам.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шушенская начальная общеобразовательная школа, Красноярский край, рп. Шушенское, 1 мкр., 7 д. Е–mail: shush-kids@rambler.ru Контактный телефон: 8 (39139)31642