Пятница, 29.03.2024, 06:11
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Шушенская НОШ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Автоматизация звука Ш

Автоматизацию нужно начинать только после того, как ребенок научится четко произносить [Ш] изолированно.

Автоматизация [Ш] в прямых слогах:

ША – ША – ША

ШО – ШО – ШО 

ШУ – ШУ – ШУ 

ШИ – ШИ – ШИ

В обратных слогах:

АШ – ОШ – УШ – ЫШ

АШ – ЯШ – УШ – ЮШ

ЯШ – ЁШ – ЮШ – ИШ – ЕШ

ЯШ – ЁШ – ЮШ – УШ

В интервокальной позиции: 

АША—АШО— АШУ — АШИ

УША — УШО — УШУ — УШИ

ОША — ОШО — ОШУ — ОШИ

ИША — ИШО — ИШУ — ИШИ

В прямых слогах со стечением согласных:

ШТА — ШТО — ШТУ - ШТЭ — ШТЫ

КА — ШКО — ШКУ — ШКЭ - ШКЫ

ШМА — ШМО — ШМУ — ШМЭ — ШМЫ

ШВА — ШВО — ШВУ — ШВЭ — ШВЫ

ШПА — ШПО — ШПУ — ШПЭ — ШПЫ

ШНА — ШНО — ШНУ — ШНЭ — ШНЫ

В обратных слогах со стечением согласных:

АШТ — ОШТ — УШТ — ЫШТ 

ИШТ — ЕШТ — ЁШТ — ЮШТ — ЯШТ

АШК — ОШК — УШК — ЫШК 

 ИШК — ЕШК — ЁШК — ЮШК — ЯШК

Автоматизация звука Ш в словах

После закрепления звука путем повторения слогов, нужно переходить к произношению слов, содержащих [Ш].

Автоматизация звука Ш в начале слова

  • [ША] – шалун, шахматы, шайка, шаблон, шаман, шесть, шатен, шанс, шаль, шатун, шахта;
  • [ШО] – шов, шок, шоколад, шелк;
  • [ШУ] – шум, шумовка, шутник, шут, шуметь, шутить;
  • [ШЕ] – шелест, шевелить, шелковод, шелуха, шейка, шея, шевелюра;
  • [ШИ] – шипы, шина, шитье, шипеть, шиповник, шипеть.

Со стечением согласных (в начале слова): шпага, шпилька, шпана, шпала, шлепок, шлёпанцы, шланг, шнурок, шмель, шмат и т.д.

Автоматизация Ш в середине слова

  • [ША] – каша, ваша, Даша, кашалот, Паша, кушать, туша, душа, мешать, крыша;
  • [ШО] – капюшон, голышом, мешок, тушенка, черешок, ремешок, порошок;
  • [ШУ] – пишу, кошу, ношу, дышу, укушу.
  • [ШЕ] – мишень, утешение, решение, кашель, бешеный, душевный;
  • [ШИ] – машина, вышивать, кувшин, тишина, пушинка, машинист, пришили, ушиб, решили.

Со стечением согласных (в середине слова): каштан, кошмар, кошка, опушка, букашка, милашка, пышка, Яшка, покрышка и т.д.

Автоматизация звука Ш в конце слова

  • [АШ] – карандаш, ваш, наш, гуашь, торгаш, шантаж;
  • [УШ] – тушь, душ, коклюш;
  • [ЫШ] – камыш, детеныш, мышь, малыш, ландыш;
  • [ИШ] – шумишь, финиш, мякиш, пилишь, тишь;
  • [ЁШ] – пьёшь, поёшь, льёшь, берёшь, трёшь.

Автоматизация звука Ш в словосочетаниях

Автоматизация – это поэтапный процесс, поэтому после закрепления [Ш] в словах, нужно переходить к словосочетаниям:

«Шепчет Наташа», «Широкий шалаш», «Наша бабушка».

«Шумят камыши», «Душистые ландыши», «Тушёный шпинат».

«Наташины калоши», «Дашина шапка», «Наша школа».

«Пушистая шапка», «Дедушкины шахматы», «Новая подушка».

«Новая ушанка», «Двойной шов», «Швейная машинка».

Автоматизация звука Ш в предложениях

Для отработки чистого произношения ребенку нужно повторять следующие предложения:

«У Яши машина», «Бабушка вышивает петушка», «У Маши шуба», «Камыши шумят тихо» (из трех слов).

«У Яшиной машины шины», «Бабушка шьёт штанишки Яше», «Маша пьёт вишнёвый компот», «Мишутка дует на пушинки» (из четырёх слов).

«Дома у Яши мешок каштанов», «У кошки ушки на макушке», «Мама шьёт на швейной машинке», «Паша катает мишку на машине» (из пяти слов).

«У Паши и Даши мышонок Пушок», «Мама мышь и мышата едят шпинат», «У мышки – мышата, у кошки – котята» (из шести слов).

Автоматизация звука Ш в чистоговорках

Нужно читать следующие скороговорки, четко произнося автоматизируемый звук. В случае ошибки, педагог должен поправить ребенка и попросить повторить заново:

  • «Я по камушкам пошёл, шубу шёлковую нашёл».
  • «Шила в мешке не утаишь».
  • «В шалаше шесть шалунов».
  • «Шапка да шуба – вот наш Мишутка».
  • «Метил в лукошко – попал в окошко».

Автоматизация звука Ш в тексте

Текст «Пушок – шалун»:

«Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал. Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка - ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот - шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами».

Автоматизация звука Ш в стихотворениях

Стихотворения нужно подбирать в соответствии с возрастом малыша, чтобы они были просты и понятны ему. Можно использовать картинки с изображениями, чтобы визуализировать сказанное.

Для примера приведем несколько стихотворений:

  1. «Ши-ши-ши, ши-ши-ши
    Что-то шепчут камыши.
    Ше-ше-ше, ше-ше-ше
    Это утка в камыше.
    Ша-ша-ша, ша-ша-ша
    Выходи из камыша.
    Ше-ше-ше, ше-ше-ше
    Нет уж утки в камыше.
    Ши-ши-ши, ши-ши-ши
    Что же шепчут камыши?
    шо-шо-шо, шо-шо-шо
    —  Я пишу уж хорошо,
    шу-шу-шу, шу-шу-шу
    —  Всё, что хочешь, напишу,
    ши-ши-ши, ши-ши-щи
    «Ешьте кашу» — напиши,
    шу-шу-шу, шу-шу-шу
    —  Это я уж напишу,
    шо-шо-шо, шо-шо-шо
    —  Вижу, пишешь хорошо».
  2. «Петушок, петушок!
    Золотой гребешок,
    Масляна головушка,
    Шёлкова бородушка!
    Что ты рано поёшь,
    Детям спать не даёшь!».
  3. «Школьник, школьник, ты силач:
    шар земной несёшь, как мяч».
  4. Мышонок и Мышь
    Мышонку шепчет мышь:
    — Ты что шуршишь, не спишь!
    Мышонок шепчет мыши:
    — Шуршать я буду тише».

Игры на автоматизацию звука [Ш]

Игровые упражнения помогают сохранить интерес ребенка к занятиям, одновременно закрепляя автоматизируемый звук. В играх нужно активно использовать визуальные материалы.

 

Упражнение «Какие вещи в шкафу у Маша, а какие – у Миши?». Логопед задает этот вопрос, а ребенок должен выбрать картинки со словами, которые, по его мнению, подходят, и произнести их. К примеру:

  • У Маши в шкафу…. (шапка, гуашь, шуба и т.д.).
  • У Миши в шкафу…. (клюшка, рубашка, карандаш, шахматы).

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шушенская начальная общеобразовательная школа, Красноярский край, рп. Шушенское, 1 мкр., 7 д. Е–mail: shush-kids@rambler.ru Контактный телефон: 8 (39139)31642